Почему Jameson самый успешный бренд ирландского виски

Архивариус и продюсер компании Irish Distillers, которая выпускает Jameson, Redbreast и другие бренды, Кэрол Куинн рассказала, какая богатая и удивительная история у ирландского виски.

Дорогой продукт для знатоков

Одним из самых ярких открытий для Куинн стало понимание, насколько уважаемым был ирландский виски во всем мире в 19 веке:

— Я была удивлена, когда посмотрела записи об экспорте за 1860-70-е годы и увидела продажи в Бразилию, Маврикий, Панаму, Гондурас, Австралию, Новую Зеландию и Канаду. Не думаю, что в то время существовал другой продукт из Ирландии, который имел бы такой мировой охват. Виски тогда не продавался дешево в тавернах. Это был дорогой продукт для знатоков, и если в то время вы были человеком, привыкшим пить шампанское или коньяк, у вас на полке стоял ирландский виски.

Кэрол Куин: «Когда я пришла работать в Irish Distillers, для начала мне пришлось распаковать 40 ящиков с архивными документами. На это ушло 4 года»

Однако в XX веке рынок этого продукта стал систематически разрушаться.

— От очень высокого уровня мирового успеха в 19 веке до почти полного уничтожения. И это не было связано ни с вискокурнями, ни с качеством продукта. Это было связано с внешними политическими обстоятельствами.

Полный крах производства ирландского виски

Начало Первой мировой войны остановило торговлю со многими странами, вовлеченными в конфликт, а в сочетании с угрозой для торговых судов со стороны подводных лодок экспорт ирландского виски был фактически задушен.

С окончанием войны ситуация недолго оставалась нормальной. В 1919 году, в первый год после войны, у Jameson был лучший год производства, а в следующем году в Америке ввели сухой закон.

— Америка была очень влиятельным рынком. Бутлегеры, которые сразу же начали свою деятельность, как только был объявлен запрет алкоголя, называли свой самогон «ирландским виски», потому что люди привыкли платить больше за ирландский виски, чем за другие напитки. Но на вкус он был ужасен, и это сильно подпортило репутацию напитка настоящего ирландского виски.

Бутлегеры называли свой самогон «ирландским виски», потому что люди привыкли платить больше за ирландский виски, чем за другие напитки

В 1930-е годы в Ирландии началась торговая война с Великобританией, в результате которой был прекращен экспорт во все территории, связанные с Британской империей. Таким образом, одна половина рынка была потеряна из-за сухого закона в Америке, а другая половина — экспорт в Великобританию, Индию, Новую Зеландию, Австралию — из-за торгового эмбарго. Затем последовал эффект домино: вискокурни в Ирландии закрылись, а с началом Второй мировой войны международный экспорт снова был фактически прекращен.

К 1960-м годам, после десятилетий кризиса, рынок ирландского виски сократился, и в Дублине работали только две вискокурни: John Power & Son и John Jameson & Son, а также вискокурня Midleton в Корке.

— Оставалось только три конкурирующие фирмы, и все они были семейными и знали друг друга. Чтобы проиллюстрировать, насколько все было плохо, нужно сказать, что Мидлтон, который мы считаем сердцем и родиной ирландского виски, производимого методом однократной перегонки, занимался производством виски всего три недели в году.

Объединение семейных фирм

Хотя экономика стабилизировалась в 1950-е годы, рынок ирландского виски не смог восстановиться. Виски оставались нишевым и сокращающимся продуктом.

— Три фирмы поняли, что им нужно сделать что-то невероятно радикальное, иначе они будут стерты с лица земли. Поэтому они собрались для переговоров в Турин Хаусе в Уотерфорде, доме Шейна Джеймсона, прямого потомка Джона Джеймсона. Он пригласил и другие семьи под предлогом уик-энда в загородном доме, потому что не хотел, чтобы репортеры или кто-то еще участвовал в этом.

Они даже не знали, придут ли к соглашению, потому что каждая из этих фирм гордилась своей маркой, и никто не хотел терять свой семейный бизнес. Но ситуация была отчаянная и тяжелая. После двух лет переговоров семьи достигли соглашения и в 1966 году создали компанию Irish Distillers с четкой целью: спасти категорию ирландского виски, сохранить ее до тех пор, пока не появится новый интерес к этому продукту.

В архивах подробно описано, что поначалу альянс испытывал трудности. Было недоверие между фирмами и отсутствие взаимопонимания между рабочими коллективами. Кроме того, по-прежнему не хватало денег, маркетинговых знаний и интереса к ирландскому виски извне.

Первым шагом к восстановлению стало основание новой вискокурни Нью-Мидлтон в 1975 году. Ее построили по действительно превосходному техническому проекту, чтобы можно было делать виски в любом стиле, которые когда-либо создавались семейными фирмами, в одном месте.

Новая вискокурня в Мидлтоне, графство Корк

— Они очень много работали над новым детищем, консультируясь с мировыми экспертами, которые указывали на то, что вкусы людей изменились и потребители ищут более легкие, чем традиционные, купажи виски. Компании посоветовали направить все усилия на один бренд — и таким брендом с расчетом на успех стал Jameson.

Возвращение элитного ирландского виски

Хотя спрос на традиционный виски оставался низким, а производство было сосредоточено на Jameson, вискокурня все же продолжала производить виски старого типа в фоновом режиме на протяжении 1980-х годов. 

— Рынка для него не было, но производители просто верили, что его время придет. Популярность Jameson открыла двери для других брендов, когда пришло время. Midleton Very Rare был выпущен в 1984 году, и это был настоящий элитный ирландский продукт.

Люди думали, что это безумие. Они забыли, что «ирландское» и «роскошное» могут употребляться в одном предложении. Но игра полностью изменилась в 1988 году, когда Irish Distillers объединилась с Pernod Ricard. Pernod сразу дал то, чего не хватало Irish Distillers, — всемирную дистрибьюторскую сеть.

С тех пор рынок ирландского виски вырос благодаря таким популярным брендам, как Redbreast. В августе этого года Redbreast 12 Year Old был удостоен желанной награды World Whiskey Trophy на Международном конкурсе вин и спиртных напитков.

Redbreast 12 Year Old, «рождественский торт ирландского виски», насыщенный, пряный и полный фруктовых ароматов

— Это привело нас к тому, что сейчас мы снова на гребне волны. Я и правда не могу представить себе другого продукта, произведенного в Ирландии, который был бы так хорошо принят во всем мире.

Благодаря успеху Jameson и Redbreast мы переживаем фантастический период для ирландского виски. Это отражается в более широком ассортименте, который мы производим, а также в новых производителях, которые выходят на сцену. Это продукт с такой историей, который был так близок к исчезновению. Я думаю, что это история, которой ирландцы должны по праву гордиться.

23.07.2021 95